Содержание административной деятельности полиции

Содержание и виды административной деятельности полиции

Содержание административной деятельности полиции

Административная деятельность полиции состоит в организации и практическом осуществлении ее службами и подразделениями задач по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности административно-правовыми средствами и в административных формах.

При осуществлении административной деятельности полиция, её органы, подразделения и сотрудники выступают как субъекты прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами, вступают в административно-правовые отношения с физическими и юридическими лицами, государственными и муниципальными органами и их должностными лицами.

Виды административной деятельности полиции

Административная деятельность полиции включает в себя несколько ее видов:

— наружная служба по охране порядка в общественных местах, по обеспечению порядка при проведении различного рода массовых мероприятий, уличных шествий, коллективных протестных действий и т.д.;

— осуществление лицензионно-разрешительной системы, административного надзора за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета российских граждан, а также соблюдения иностранцами и лицами без гражданства установленных паспортно-визовых правил;

— контроль за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы и условно осужденными к лишению свободы, установленных для них ограничений;

— обеспечение безопасности пешеходов и правил движения транспорта по улицам и дорогам.

Наружная служба как один из видов административной деятельности полиции состоит в обеспечении порядка в общественных местах служебными полицейскими нарядами и участковыми инспекторами полиции.

К силам наружной службы полиции относятся дежурные части органов внутренних дел, участковые инспектора полиции, патрульно-постовая служба полиции, сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних и некоторых других специальных полицейских структур.

Участковый инспектор является представителем полиции общественной безопасности районного, городского, районного в городе отдела внутренних дел на обслуживаемом участке.

Патрульно-постовая служба входит в состав полиции общественной безопасности и выполняет функции охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах, которая организуется в городах и других населенных пунктах и осуществляется специально назначаемыми нарядами полиции.

Оперативное управление патрульно-постовыми нарядами в период несения службы возлагается на дежурные части органов внутренних дел.

Административная деятельность полиции включает в себя несколько еевидов:

— наружная служба по охране порядка в общественных местах, по обеспечению порядка при проведении различного рода массовых мероприятий, уличных шествий, коллективных протестных действий и т.д.;

— осуществление лицензионно-разрешительной системы, административного надзора за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета российских граждан, а также соблюдения иностранцами и лицами без гражданства установленных паспортно-визовых правил;

— контроль за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы и условно осужденными к лишению свободы, установленных для них ограничений;

— обеспечение безопасности пешеходов и правил движения транспорта по улицам и дорогам.

Наружная служба как один из видов административной деятельности полиции состоит в обеспечении порядка в общественных местах служебными полицейскими нарядами и участковыми инспекторами полиции.

К силам наружной службы полиции относятся дежурные части органов внутренних дел, участковые инспектора полиции, патрульно-постовая служба полиции, сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних и некоторых других специальных полицейских структур.

Участковый инспектор является представителем полиции общественной безопасности районного, городского, районного в городе отдела внутренних дел на обслуживаемом участке.

Патрульно-постовая служба входит в состав полиции общественной безопасности и выполняет функции охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах, которая организуется в городах и других населенных пунктах и осуществляется специально назначаемыми нарядами полиции.

41 Принципы административной деятельности полиции.

Понятие принципов и их признаки. Принципы деятельности полиции — это основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в Федеральном законе «О полиции» [9] . Критерии принципов деятельности полиции следующие: положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, то есть является правовым; принцип — это не любое, а основное, иначе говоря, отражающее сущность деятельности полиции, правило. Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными; несоблюдение требований одного принципа деятельности полиции неминуемо приводит к нарушению положений какого-либо иного принципа рассматриваемого вида правоприменения; принципы деятельности полиции всегда отражают ее гуманизм…» [10] .

Система принципов и их классификация. Под принципами административной деятельности органов внутренних дел понимаются идеи, основные положения, которыми они руководствуются в административной деятельности:

Общие (конституционные) принципы:

3) уважения прав человека и национального равноправия;

4) сочетания гласности и профессиональной тайны;

5) взаимодействия с государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и гражданами.

Организационные:

1) научность и комплексный подход к решению задач;

3) сочетание территориального и линейного принципов;

4) единоначалие и коллегиальность;

5) сочетание убеждения и принуждения;

6) профилактическая направленность административной деятельности.

Тактические принципы:

2) непрерывность и гибкость;

3) комплексность сил и средств;

5) наличие резерва сил и средств.

Глава 2 Федерального закона «О полиции» посвящена основополагающим началам деятельности полиции в общем и административной деятельности в частности, разработанным с учётом высокого уровня конфликтности отношений в той сфере, в которой действует полиция, её широких дискреционных полномочий.

Дата добавления: 2017-02-28 ; просмотров: 2022 | Нарушение авторских прав

Административная деятельность полиции: признаки и особенности

Термин «полиция» в широком смысле вошел в употребление в официальном языке законодательства и администрации, а затем проник и в научную литературу, представители которой применили его и к характеристике направления, в течение долгого времени господствовавшего в истории различных государств.

Федеральный закон «О полиции» определяет законодательные основы организации и деятельности полиции в Российской Федерации, статус, права и обязанности сотрудника полиции в соответствии с новыми общественными отношениями. Концептуальные основы ФЗ направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами.

Этот тезис непосредственно вытекает из ст. 1: полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица) для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Анализируя основные направления деятельности полиции, можно сделать вывод, что ее деятельность, прежде всего, имеет правоохранительный характер и выражается, с одной стороны, в защите личности, общества, государства от противоправных посягательств, с другой — в предупреждении и пресечении противоправных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (региональным законодательством об административных правонарушениях).

Таким образом, исходя из назначения полиции и ее основных направлений деятельности, можно сделать вывод, что

административная деятельность полиции представляет собой властную правоприменительную деятельность полиции по реализации норм административного права в целях решения задач, возложенных на нее Федеральным законом «О полиции» в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из этого определения следуют следующие признаки административной деятельности полиции:

  • (1) самостоятельность от других видов деятельности;
  • (2) универсальный характер;
  • (3) подзаконный характер;
  • (4) предметный характер;
  • (5) структурированность;
  • (6) организующий характер;
  • (7) возможность использования для решения стоящих перед полицией задач средства принуждения.

Как уже отмечалось, административная деятельность полиции, выступая в качестве самостоятельной функции, тесным образом пересекается с другими видами деятельности, осуществляемыми полицией. При этом административная деятельность полиции существенным образом отличается как от оперативно-разыскной, так и уголовно-процессуальной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «Об оперативнорозыскной деятельности» указанная деятельность осуществляется гласно и негласно (что является ее наиболее характерной чертой) путем проведения оперативно-разыскных мероприятий, а также при конфиденциальном содействии граждан в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [1] . Однако сотрудники полиции при осуществлении оперативно-разыскной деятельности могут применять в установленных законом случаях меры административного принуждения; охрана и конвоирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления или взятых под стражу в ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности, обеспечивается в рамках административной деятельности специализированными подразделениями полиции.

Административная деятельность полиции, как и оперативноразыскная, часто предшествует уголовно-процессуальной, материалы административного производства выступают в качестве источников доказательств по уголовному делу, а сотрудники полиции, осуществляющие административную деятельность, являются свидетелями.

Характерные черты — это то, что отличает административную деятельность от других основных направлений работы органов внутренних дел, в частности от уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности.

Характерные черты административной деятельности полиции.

1. Подконтрольность. Получила четкое закрепление в российском законодательстве. Так, в ст. 39 ФЗ «О полиции» указывается, что «государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел». Также в ст. 50 ФЗ «Общественный контроль за деятельностью полиции» установлено, что граждане РФ, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом. Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации». Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с ФЗ от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Контроль в такой форме может осуществляться совместно с общественными советами, создаваемыми при территориальных органах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Необходимо констатировать, что при осуществлении контрольных функций органы государственной власти, а также в процессе осуществления общественного контроля граждане, общественные объединения не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-разыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.

  • 2. Государственно-властный характер. Этой характерной чертой административная деятельность существенно отличается от оперативно-разыскной. Государственно-властный характер административной деятельности полиции выражается в том, что она осуществляется от имени государства с использованием предоставленных государством властных полномочий в рамках компетенции, строго очерченной законом. Сотрудники полиции при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью выступают в качестве представителей власти и непосредственно используют методы принуждения, которые включают в себя меры предупреждения, меры пресечения, меры административно-процессуального обеспечения и меры наказания.
  • 3. Подзаконность. Подзаконность административной деятельности полиции означает, что все действия сотрудников полиции должны основываться на законе или подзаконных нормативных актах, содействовать наиболее точному их исполнению, проходить в пределах и в порядке, определенных законодательством. Сотрудники полиции не имеют права вмешиваться в область гражданских прав, не имея при этом законных полномочий. Даже в тех случаях, когда речь идет о вмешательстве в область прав и свобод человека и гражданина, полиция не имеет права отступать от требований закона, который определяет рамки и границы для каждого действия сотрудника полиции. Также подзаконность означает и то, что нормативные акты, издаваемые МВД России и его территориальными органами различных уровней (приказы, инструкции, указания, постановления по делам об административных правонарушениях, предписания и т.п.), также должны основываться на нормах права.
  • 4. Широкий объем дискреционных полномочий. В качестве важной черты административной деятельности органов внутренних дел следует отметить широкий объем дискреционных полномочий данных органов, т.е. власти должны действовать по своему усмотрению (конечно, в рамках закона). Высокий уровень дискреционности нормативных правовых актов, регулирующих административную деятельность полиции, предопределяется тем, что ситуации, с которыми имеют дело ее сотрудники, относятся, пожалуй, к числу наиболее неопределенных и быстро меняющихся, а поэтому требуют от них значительной самостоятельности в оценках и действиях [2] .
  • 5. Организующий характер. В отличие от оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности основу содержания административной деятельности полиции составляет положительная, созидательная работа по организации и развитию общественных отношений, возникающих в связи с пребыванием людей в общественных местах, в том числе при проведении различных массовых мероприятий, необходимостью обеспечения безопасного дорожного движения, функционированием объектов, представляющих повышенную опасность для окружающих, и т.д.

Применение норм административного права в процессе административной деятельности полиции в преобладающем большинстве случаев направлено на решение многочисленных организационных вопросов, возникающих при правомерном поведении граждан в общественных местах, деятельности предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц.

Источники: http://newinspire.ru/l/3/33/931-soderzhanie-i-vidy-administrativnoj-deyatelnosti-politsii.html, http://lektsii.org/15-61747.html, http://studref.com/396579/pravo/administrativnaya_deyatelnost_politsii_ponyatie_soderzhanie_printsipy

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *