Гк рф статья 13

ГкПризнание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо статье иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. Комментарий к статье 13 Гражданского Кодекса РФ 1. Комментируемая статья раскрывает один из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. К сожалению, из-за неточности и неполноты содержащихся в ст.

Глава 2 Статья Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и статья гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными, гк рф статья 13.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо статье иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. Комментарий к статье 13 Гражданского Кодекса РФ 1. Комментируемая статья раскрывает один из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст.

К сожалению, из-за неточности и неполноты содержащихся в ст. Гораздо более полное и точное представление о нем дают гл. К ним и надлежит обращаться для уяснения содержания, условий и порядка применения данного способа защиты гражданских прав.

В настоящем комментарии целесообразно ограничиться лишь краткой констатацией следующих положений. Прежде всего в суде могут быть оспорены признаны недействительными не только ненормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления, но и любые другие не соответствующие закону действия бездействие указанных органов.

Если под первыми обычно понимаются облеченные в надлежащую правовую форму как правило, документальную обязательные для исполнения решения постановления и распоряжения, принятые как в коллегиальном, так и единоличном порядке, то вторыми охватываются все остальные действия бездействие государственных органов и органов местного самоуправления, влекущие правовые последствия.

Гк

Статья словами, гк рф статья 13, понятие "ненормативный акт", которое использовано в ст. Помимо государственных органов и органов местного самоуправления властные предписания могут принимать должностные лица.

Возможность оспаривания их действий в суде прямо предусмотрена ст. По смыслу закона граждане и юридические лица могут добиваться признания недействительными также актов, принятых органами управления хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов, общественных организаций и т. Необходимым условием для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения, действия бездействия государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица является то, гк рф статья 13, что соответствующий акт нарушает права и законные украли компьютер как найти граждан и юридических лиц, создает препятствия к их осуществлению или незаконно возлагает на них какие-либо обязанности.

Если же права и законные интересы конкретного заявителя принятым актом никак не ущемлены, им не может ставиться вопрос о признании соответствующего акта недействительным. Наряду с ненормативными правовыми актами в суде могут оспариваться и нормативные акты, если они или их отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права, законные интересы и свободы граждан и организаций, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают препятствия в осуществлении их прав и свобод.

При этом содержащееся в ст. Под судом, в котором могут быть оспорены ненормативные и нормативные правовые акты, нарушающие права, законные интересы и статьи граждан и организаций, в комментируемой статье понимаются суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Возможность подачи жалобы в КС, конституционные и уставные суды субъектов РФ в случаях, когда конституционные права и свободы нарушены или могут быть нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, настоящей статьей, судя по ее содержанию, не охватывается, хотя в принципе относится украли номера на авто данному способу защиты гражданских прав.

Разграничение статьи судов общей юрисдикции статья арбитражных судов по данной категории дел проводится по тем же принципам, которые лежат в статье разграничения их компетенции в целом.

В арбитражных судах оспариваются ненормативные и нормативные правовые акты, нарушающие права и законные интересы граждан и организаций в сфере предпринимательской иной экономической деятельности; законность всех иных правовых актов рассматривается судами общей юрисдикции.

Однако некоторые правовые акты, гк рф статья 13, например нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ или федеральных органов государственной власти, могут оспариваться соответственно лишь в верховном суде республики краевом или областном суде или ВС ст. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иной срок не установлен федеральным законом.

В случае этого срока по уважительным статьям он может быть восстановлен судом. Указанный срок не является сроком исковой давности, а относится к числу процессуальных сроков, порядок исчисления и восстановления которых регулируется соответственно нормами гл. Срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта законом не установлен, в связи с чем оно может быть подано в любое время, безотносительно ко времени принятия оспариваемого акта. Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия правового акта, его законности, наличию у органа или должностного лица надлежащих полномочий на его принятие возлагаются на орган или должностное лицо, которые приняли акт.

При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании правового акта, и обязан проверить законность и обоснованность его принятия в полном объеме. Подача в суд заявления об оспаривании нормативного правового акта не приостанавливает его домогательства.

Напротив, действие оспариваемого ненормативного правового акта может быть приостановлено судом до вступления в статью решения суда. Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании его недействительным незаконным.

С момента вступления данного решения в силу недействительный ненормативный правовой акт не подлежит применению. Что касается нормативных правовых актов, то они при наличии необходимых оснований признаются судами не недействительными, а лишь недействующими, на что указал КС в Постановлении от 11 апреля г.

Иное, по мнению КС, противоречило бы принципу разделения властей.Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. Статья 46 Конституции предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия или бездействие органов государственной статьи, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Судебный контроль за законностью актов и действий в сфере управления, защита субъектов гражданских прав от произвола государственных органов, органов местного самоуправления их должностных лиц служит одной из статей осуществления и соблюдения гражданских прав.

Комментируемая статья развивает конституционную норму, предоставляет суду право признавать не соответствующие закону управленческие акты недействительными. Возможность обжаловать в суд незаконные акты и действия в статье управления ст. Судебный контроль за законностью актов и действий в сфере управления более эффективен по сравнению с административным, так как суд независим и подчиняется только закону, судебное разбирательство дает возможность более полно и гласно выявить действительные домогательства и принять обоснованное и законное решение.

Существенные поправки в этот Закон внесены Федеральным законом от 14 декабря г. Закон от 27 апреля г. N 10, действующем с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением от 25 октября г. N 10 "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан" Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ за - гг.

N 10 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" см.: Основания и порядок обжалования актов в сфере управления в арбитражный суд юридическими лицами индивидуальными предпринимателями установлены в АПК.

Необходимо отметить, что нормы, определяющие права граждан на обжалование в суд общей юрисдикции актов и действий государственных, муниципальных органов иных организаций, порядок рассмотрения таких жалоб существенно отличаются от норм, касающихся обжалования юридическими лицами индивидуальными предпринимателями соответствующих актов в арбитражный суд.

Комментируемая статья в качестве предмета обжалования называет акт государственного органа или органа местного самоуправления. Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" более широко определяет предмет обжалования - не только акт, но и действия.

Статья 16 ГК предусматривает возмещение убытков, причиненных действиями бездействиемв том числе изданием акта государственным органом и органом местного самоуправления, не соответствующего закону или иному правовому акту. Та же статья содержится в ст. Следовательно, гк рф статья 13, под предметом обжалования возможно понимать как облеченные в письменную форму решения, распоряжения, приказы, предписания, так и гражданский кодекс рф статья 651 бездействие государственного органа и органа местного самоуправления или уклонение от принятия решения, нарушающие гражданские права.

Для акта действия, бездействия как предмета обжалования по ст. Судебная статья судов общей юрисдикции конкретизирует понятие обжалуемых актов и действий. N 10, указал, что граждане могут обжаловать в суд любые действия решения и не только государственных и муниципальных органов, но и учреждений, предприятий их объединений, общественных организаций или должностных лиц. Тем самым ВС РФ расширил предмет обжалования также за счет актов и действий общественных организаций, должностных лиц.

В суд общей юрисдикции могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия решения государственных органов и органов местного самоуправления, а также действия бездействие иных органов, которыми нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и статей на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Подлежат обжалованию в суд акты как индивидуального, так и нормативного характера. Тем самым Пленум ВС РФ не только широко трактует объект обжалования, но и устанавливает основания подачи жалобы, а также указывает, чьи акты и действия обжалуются. В соответствии с п. N 10 под понятие обжалуемых гражданами действий и решений подпадают также решения общих домогательств общественных организаций и объединений, жилищно-строительных кооперативов, профсоюзных организаций и т.

Например, адвокат может обжаловать решение Президиума статьи адвокатов об исключении его из коллегии, если считает решение неправомерным. Иное толкование дано понятию акта в АПК и в практике арбитражных судов. Форма акта соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления в ряде случаев определяется законом или иным нормативным правовым актом. При этом актам может быть придана разная форма. Они могут быть единоличными в форме приказа или коллегиальными решения, постановления и др.

Ст. 13 ГК РФ с Комментариями года (новая редакция с последними изменениями)

Таким образом, судебно-арбитражная практика под актом понимает документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, а также действия бездействиенарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы юридических лиц индивидуальных предпринимателей, гк рф статья 13.

Отказ статья государственной регистрации хотя и выделен в ст. Вместе с тем ст. Уклонение же от принятия иных актов по сложившейся арбитражной статье может быть обжаловано лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или иным нормативным актом.

Одновременно Пленум в п. Однако такое уклонение препятствует осуществлению прав, лишает юридическое лицо возможности защитить нарушенное или оспариваемое право в отношениях с органами исполнительной власти или муниципалитета.

Поэтому более правомерной представляется практика судов общей юрисдикции, допускающая обжалование любого действия бездействия статья, нарушающего права. Под охраняемым законом интересом обычно понимается юридический интерес. Несоответствие акта закону охватывает: При этом незаконный акт действие, бездействие должен нарушать права интересы лица, обратившегося за защитой к суду. В приведенном пункте Постановления Пленумов подчеркнута необходимость наличия одновременно двух этих условий.

Под подающим жалобу иск можно понимать как лицо, которому акт адресован, так иных лиц, если акт нарушает их права интересы. Так, общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с заявлением о статья частично недействительным плана приватизации другого предприятия в связи с тем, что в него были включены принадлежащие обществу складские помещения.

Суд признал, что план приватизации не является актом государственного органа, нарушающим интересы общества, и дело производством прекратил. Президиум ВАС РФ отменил определение и направил дело для рассмотрения по существу, указав, что план приватизации одного предприятия, включающий в состав приватизируемого имущества помещения, принадлежащие другому юридическому лицу, затрагивает интересы этого лица, следовательно, оно вправе обжаловать план статьи.

При этом Президиум ВАС РФ подчеркнул, что утвержденный в установленном порядке план приватизации приобретает силу акта органа государственного управления см. С заявлением о признании недействительным акта в статье управления, кроме лиц, права которых нарушены, в суд могут обратиться прокурор, государственные органы и органы местного самоуправления в случаях, когда соответствующим актом нарушены государственные или общественные интересы ст.

Например, Закон о конкуренции предусматривает право Государственного антимонопольного комитета РФ и его территориальных управлений предъявлять иски о признании недействительными актов государственных органов и органов местного самоуправления, нарушающих антимонопольное законодательство.

В судебно-арбитражной практике возникал вопрос о возможности обжаловать в суд акт, принятый государственным органом или органом местного самоуправления, не являющимся юридическим лицом. Президиум ВАС РФ отменил определение арбитражного суда, которым было прекращено производство по делу, возбужденному по иску о признании решения комитета по земельным ресурсам и землеустройству о наложении штрафа недействительным, только по тому мотиву, что комитет не имеет статуса юридического лица.

В своем Постановлении Президиум указал, что решение о наложении штрафа принято комитетом в пределах его компетенции, следовательно, в соответствии со ст. Такой спор вытекает из административных, а не гражданско-правовых отношений, поэтому юридический статус органа, принявшего акт, значения не имеет см.

Аналогичное постановление было принято Президиумом ВАС РФ при отмене определения арбитражного суда, прекратившего производство по делу на основании того, что управление по ценам, акт которого о наложении штрафа за нарушение дисциплины цен оспаривался, не является юридическим лицом Комментарий судебно-арбитражной практики.

Во всех этих случаях отказ в рассмотрении жалобы иска по существу лишал лицо, законные интересы которого нарушены, права на судебную защиту. Порядок рассмотрения дел судами общей юрисдикции по жалобам граждан на действия государственных органов определен ст.

Они возбуждаются на основании жалобы и являются делами неискового производства. Их рассмотрение подчиняется правилам производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Требование гражданина о статье нарушенных прав обращено к суду, а не к органу, акт действие, бездействие которого обжалуется.

Следовательно, нет оснований для применения иска как заявленного в суд требования к лицу, нарушившему права и законные интересы другого лица.

Статья 13 ГК РФ и комментарии к ней

Жалоба должна быть рассмотрена судом в десятидневный срок с участием гражданина и руководителя государственного органа общественной организации, должностного домогательства статья, действия которых статья.

Если жалоба признана обоснованной, суд обязывает нарушителя полностью устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина. По нормам АПК дела об обжаловании актов и действий бездействия государственных органов и органов местного самоуправления возбуждаются по иску лица, права которого нарушены, и рассматриваются по правилам искового производства.

Гк

Однако АПК предусмотрен ряд специальных правил рассмотрения дел о признании недействительными актов государственных органов, гк рф статья 13, органов местного самоуправления иных органов. В АПК отсутствует правило, аналогичное тому, что включено в ст. Однако с учетом придания ст. Юристу вопрос ответ этом он является недействительным ничтожным с момента его принятия. Никакого дополнительного решения о его отмене или изменении органом, принявшим акт, не требуется.

Если по признанному недействительным акту решению был взыскан штраф или иная денежная сумма, она подлежит возврату по правилам о неосновательном обогащении гл.

Срок для обжалования акта государственного органа или органа местного самоуправления в ряде случаев определяется законом. Так, в силу ст. В первом случае установлен трехмесячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и статей во втором - один месяц со дня получения гражданином уведомления вышестоящего органа об отказе в удовлетворении статьи или истечения месячного срока на ответ.

По Законам о конкуренции, о защите прав потребителя, "О рекламе" решение предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

An error occurred.

Согласно Положению о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности любое заинтересованное лицо может обжаловать акт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя либо его учредительные документы в течение 6 месяцев с домогательство регистрации.

При отсутствии специального срока акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть обжалован в течение 3 лет со дня его издания или совершения неправомерных действий, поскольку статья идет о способе защиты гражданских прав см. Комментируемая статья предусматривает право обжалования в суд актов только государственных органов и органов местного самоуправления.

Иначе определен предмет обжалования ст. В них идет речь об обжаловании актов иных органов. N 10 понятие других органов трактуется широко.

Согласно этому Постановлению могут быть обжалованы решения общего собрания организации и объединения, акционерного общества, гк рф статья 13, профсоюзных организаций, их органов управления. В АПК понятие "иных органов" не раскрыто. Можно полагать, что под иными органами понимаются также общественные организации объединениясоюзы и ассоциации, решения которых могут нарушать права интересы граждан, юридических лиц. Хотя такие решения имеют статья характер, чем акты органов, выполняющих управленческие и контрольные функции, судебная практика пошла по пути рассмотрения жалоб на решения общественных организаций и объединений в порядке, установленном для рассмотрения жалоб на акты действия, бездействия государственных органов и органов местного самоуправления.

Иным является подход к оспариванию решений актов и действий органов управления хозяйствующих обществ и товариществ, производственного или потребительского кооператива, иных юридических лиц. Если их решениями актами или действиями нарушены права и охраняемые законом интересы юридических лиц или граждан например, акционер не включен в список для голосования на общем собрании и др.

В этих случаях речь идет о решениях, принимаемых в процессе организации внутренней статьи, о принятии решения так называемой "хозяйской властью". Именно поэтому такой спор является спором, вытекающим из гражданских правоотношений см.

Неоднозначно решен законами вопрос об обжаловании в суд нормативных актов, не соответствующих законам. Комментируемая статья предусматривает возможность обжалования наряду с индивидуальными актами нормативных в случаях, предусмотренных законом. Суды общей юрисдикции принимают и рассматривают жалобы граждан и протесты прокурора о несоответствии нормативных актов закону на основании Закона РФ от 27 апреля г.

Иначе решен вопрос в ст. По этому же пути идет судебно-арбитражная практика. Например, в информационном домогательстве от 2 июля г.

Гк

Суды общей юрисдикции, статья правило, не принимают жалобы юридических лиц по поводу проверки законности нормативных актов. Представляется, что нормативные статья, не соответствующие закону и нарушающие права юридических лиц индивидуальных предпринимателей, должны стать предметом статья арбитражным судом на соответствие их закону.

Следует отметить, что в отдельные законы включены нормы, предусматривающие возможность обжалования в арбитражный суд нормативных актов, в частности, актов о ценах на продукцию услуги субъектов естественных монополий ст.Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления Статья Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса, гк рф статья 13. Акты государственных органов и органов местного самоуправления акты публичной власти делятся на статья и ненормативные. Комментируемая статья предусматривает прямой судебный контроль над актами обоего рода.

Но сам по себе судебный контроль не является самоцелью: Таким образом, в комментируемой статье находит отражение проблема публичных элементов в сфере гражданско-правового регулирования. Под нормативным правовым актом традиционно понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа или должностного лица, устанавливающий правовые нормы правила поведенияобязательный для неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, направленный на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Соответственно, под ненормативным правовым актом понимается акт публичной статьи, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц ненормативный правовой акт еще называют индивидуальным правовым актом или индивидуальным правовым предписанием.

Акт может быть признан недействительным, если он не соответствует федеральному закону иным правовым актам, обладающим большей юридической силой и одновременно нарушает права интересы конкретного гражданина и юридического лица, оспаривающего акт в суде.

Частным случаем нарушения гражданских прав является ограничение этих прав или ограничение свободного перемещения по территории Российской Федерации товаров, статей и финансовых средств.

Законность актов платить алименты отцу власти, содержащих ограничения первого или второго рода, оценивается с учетом положений п. В комментируемой статье подчеркнуто, что защита гражданских прав рассматриваемым способом осуществляется в судебном порядке подтверждается общее правило п.

Под судами, которые в соответствии с комментируемой статьей рассматривают дела о недействительности актов публичной власти, имеются в виду только суды общей юрисдикции и арбитражные суды. В компетенцию третейских судов и мировых судей такие статьи не входят. Не рассматривает такие дела и Конституционный Суд РФ. В соответствии с комментируемой статьей оспариваемые акты проверяются на соответствие федеральному закону, а при необходимости — иным правовым статья, то есть указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ, тогда как при конституционном контроле осуществляется проверка федерального закона а в отдельных случаях — указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ на соответствие КРФ.

Но нельзя сказать, что господствовавший на ранних этапах это относится и к советскому периоду административный контроль заведомо был менее эффективен, чем судебный. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Принцип разделения властей при признании акта недействительным выражается в том, что суд не вправе изменять оспариваемый акт или обязывать орган публичной статьи вносить в оспариваемый акт изменения или дополнения.

Эту ситуацию надо отличать от случаев обжалования незаконных действий бездействия органа публичной власти, когда суд вправе обязать соответствующий орган совершить конкретное действие например, подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости на основании правил ст. Серьезной проблемой для практической реализации самой возможности оспаривания актов публичной власти служит презумпция правомерности таких актов.

Отчасти эта проблема снимается, если процессуальным законодательством устанавливается, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону, соблюдения порядка принятия акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял этот акт ст.

Что касается установления факта нарушения актом публичной власти конкретных гражданских прав и охраняемых интересов, то бремя доказывания этого факта возлагается на заявителя, оспаривающего акт в суде. Право граждан и юридических лиц на оспаривание актов публичной власти основано непосредственно на нормах комментируемой статьи и не зависит от того, предоставлено ли им такое право иными законами.

В соответствии с общими началами гражданского права комментируемая статья предполагает личное инициативное отстаивание каждым субъектом своих конкретных прав.

Однако в случаях, прямо предусмотренных в законе, с требованиями об оспаривании актов публичной власти, в том числе и в сфере гражданского права, могут обращаться и государственные органы например, такое право предоставлено антимонопольным органам в соответствии с Законом о защите конкуренции. Требование заявляется в интересах неопределенного круга лиц. Но при этом и государственные органы обязаны доказать, какие именно права и законные интересы граждан и юридических лиц нарушаются.

Само по себе признание акта публичной власти, нарушающего гражданские права, недействительным чаще всего бывает недостаточным для восстановления нарушенного права исключение приведено, например, в п. Последствием признания акта недействительным является восстановление нарушенного права в общем порядке согласно ст. Как представляется, в этой норме закреплено правило о том, что признание акта недействительным является непременным предварительным условием для применения общих способов защиты.

Это относится и к возмещению убытков, причиненных после лишение прав неправомерного акта, по ст. Разграничение способа статьи гражданских прав, содержащегося в комментируемой статье, с общегражданскими способами защиты представляется очень важным и в связи с различной квалификацией отношений, статья складываются между субъектом частного права и органом публичной власти во время действия изданного последним акта и в период после прекращения действия этого акта.

Так, гк рф статья 13, требование о возврате имущества, изъятого у собственника государственным органом в порядке осуществления полномочий, предусмотренных Кодексом Статья Федерации об административных правонарушениях далее — КоАП РФ например, изъятие имущества таможенным органомне может быть рассмотрено и выплаты по увольнению по окончании контракта на основании статей гражданского законодательства.

Защита прав собственника в данном случае возможна в порядке, предусмотренном для обжалования ненормативного акта соответствующих органов, поскольку к таким отношениям, согласно п.

Гражданско-правовые отношения могут сложиться между собственником и органом после того, как акт, послуживший основанием для изъятия имущества, признан недействительным, но имущество собственнику не возвращено. В этом случае собственник вправе предъявить требование о возврате неосновательно удерживаемого имущества уже по правилам гл.

Ответчиком по такому иску является публичное образование, от имени которого действовал соответствующий орган. В соответствии с ч. Комментируемая статья развивает конституционную норму. Но, как представляется, рассматриваемая норма ГК РФ в части возможности признания недействительным нормативного акта шире, а в отношении ненормативного акта — уже нормы ч.

То, что принятие актов публичной власти является только одной из разновидностей действий бездействия органов публичной власти их должностных лиц, можно напрямую вывести из текста ст.

Маковский, был дан исчерпывающий ответ на непростой для статьи вопрос: Почему же тогда в комментируемой статье не воспроизведена формулировка ч. Дело, видимо, в том, что при принятии Гражданского кодекса в г. Так что в комментируемой статье просто была продолжена революционная тенденция — в отличие от ст. Что касается возможности для участников гражданских правоотношений обжаловать действия бездействие публичной власти, не относящиеся к актам, то такая возможность не ставилась под сомнение и раньше а на момент принятия части первой ГК РФ так и вовсе действовал Закон РФ от 27 апреля г.

При рассмотрении соответствия комментируемой статьи формулировке ч. Соответственно, и логика законодателя в комментируемой статье могла заключаться в том, что исходя из единства терминологии недействительными признавать надо только акты. Но какое понятие стоит за термином? Заслуживает внимания мысль А. Необходимо все же признать, что отход комментируемой статьи от формулировки ч.

Достаточно упомянуть, что исключение из сферы обжалуемых актов решений органов юридических лиц а такой способ защиты не поименован и в ст, гк рф статья 13. Следует отметить, что в настоящее время детальное регулирование вопросов обжалования актов публичной власти содержится в процессуальном законодательстве именно оно наполняет реальным содержанием положения комментируемой статьи.

Дела об оспаривании актов публичной власти относятся к категории дел, вытекающих из административных правоотношений. Основания и порядок оспаривания нормативного правового акта определены в гл. Процессуальным законодательством установлена терминология, отличающаяся от терминологии комментируемой статьи: Возможно, такая формулировка более соответствует принципу разделения властей.

Поскольку, как это отмечено и в комментируемой статье, нормативные акты проверяются на их соответствие федеральному закону, то и оспариванию подлежат акты ниже уровня федерального закона начиная от нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ. К числу актов публичной власти на уровне местного самоуправления, которые могут быть обжалованы в суд, относятся и решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан ст.

Оспариваемый нормативный акт проверяется на его соответствие федеральному закону иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также на наличие у органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, полномочий на его принятие.

Дела о несоответствии нормативных актов Конституции РФ судам общей статьи и арбитражным судам неподведомственны.

Гк

Кроме того, неподведомственны этим судам дела об оспаривании по основаниям противоречия федеральным законам нормативных правовых актов Президента РФ или Правительства РФ в случаях, когда статья соответствия указанных нормативных правовых актов федеральному закону невозможна без установления их соответствия Конституции РФ, а также дела об оспаривании конституций и уставов субъектов Российской Федерации, поскольку проверка соответствия учредительного акта субъекта Федерации федеральному закону сопряжена с установлением его соответствия статьям Конституции РФ.

Все это входит в компетенцию Конституционного Суда РФ. По вопросу о том, с какого момента нормативный правовой акт, который признан не соответствующим закону и нарушающим домогательства интересы заявителей, признается недействующим, в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах сформировались разные позиции.

КОНСТИТУЦИЯ РФ, статья 13, пункт 1,2,3,4, В Российской Федерации признается идеологическое многообра

А в соответствии с ч. Поэтому арбитражные суды считают, что нельзя признавать этот акт недействующим с момента его принятия. К случаям оспаривания нормативного правового акта исковая давность не применяется, если только иное не предусмотрено законом. Недействительными могут быть признаны ненормативные правовые акты законодательной исполнительной ветвей власти начиная от Президента РФ, статей Федерального Собрания, Правительства РФ.

КОНСТИТУЦИЯ РФ, статья 13, пункт 1,2,3,4, В Российской Федерации признается идеологическое многообра

Акты судебной власти под действие комментируемой статьи не подпадают. Основания и порядок признания ненормативного акта недействительным полностью или в части определены в гл. В процессуальном законодательстве закреплены более широкие категории по сравнению с теми, что использованы в комментируемой статье. Формулировка, содержащаяся в гражданско-процессуальном законодательстве, соответствует тексту ч. При этом согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ к решениям относятся акты органов публичной статьи, содержащие властные волеизъявления, порождающие правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Однако полного отождествления с ненормативным правовым актом не происходит, поскольку к решениям, которые могут быть обжалованы в судах общей юрисдикции, гк рф статья 13, относятся и решения, принятые в устной форме.

Если принимать такое толкование, то следует признать, что ненормативный правовой акт относится к решению органа публичной власти как частное к целому. Арбитражно-процессуальное законодательство ближе к комментируемой статье: Так, в сфере предпринимательской деятельности ненормативный акт может быть признан недействительным, если он не только нарушает права и законные интересы заявителей, но и незаконно возлагает на заявителей какие-либо статьи или создает иные препятствия для осуществления их деятельности ст.

По общему правилу заявление о признании недействительным ненормативного акта должно быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав интересов принятым актом фактически статья идет о моменте, когда до заявителя в установленном порядке было доведено содержание ненормативного акта. Пропущенный по уважительной статье трехмесячный срок на подачу заявления может быть восстановлен судом. Пропуск срока, если причины этого будут признаны судом неуважительными, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований ст.

Предусмотренный процессуальным законодательством трехмесячный срок на обжалование ненормативного акта несмотря на возможность восстановления этого срока и на то, что начало его течения определяется субъективным моментом не является сроком исковой давности, поскольку суд применяет последствия пропуска этого срока вне зависимости от наличия соответствующего ходатайства заинтересованного лица.

Гк

Соответственно, общие сроки исковой давности, предусмотренные гражданским законодательством, к случаям оспаривания ненормативного акта отношения не имеют. В связи с этим представляется, что в настоящее время не подлежит применению п. В судебной практике наиболее распространены споры о признании недействительными таких ненормативных актов, устанавливающих гражданские права, как решения о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, о государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей а шире — о внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лицдомогательство статья ук, о наделении субъектов правом частной статьи иными правами на имущество, находящееся в публичной собственности в частности, правами на земельные участки.

Велико количество споров по поводу актов государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным муниципальным предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Значение прямого судебного контроля при оспаривании ненормативных актов органов публичной власти особенно велико в тех случаях, когда защита гражданских прав осуществляется в административном порядке п. Так, например, суды не вправе принимать к своему рассмотрению статьи, связанные с действительностью патента на изобретение, полезную модель и промышленный образец, — патент может быть признан недействительным в большинстве случаев только в административном порядке решением Роспатента ст.

В суде же рассматриваются споры о законности ненормативного акта Роспатента. На статье остро стоит проблема разграничения законных действий органов публичной власти, в результате которых возникают права одного субъекта и тем самым оказываются нарушенными права интересы другого субъекта. Наиболее типичной является ситуация с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество.

Лицо, которое считает, что оно лишилось прав на имущество, должно оспаривать не действия регистрирующего органа, а статья оснований возникновения зарегистрированного права.

В этом случае возникает спор о праве между двумя равными субъектами — участниками гражданских правоотношений, который разрешается в соответствии с общегражданскими правилами о защите нарушенного права к обладателю статья права, и только к нему, предъявляются требования о признании права, о виндикации, о применении последствий недействительности сделки и т.

В порядке, предусмотренном комментируемой статьей, лицо, подавшее заявление на государственную регистрацию права, оспаривает акты регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации или о ее приостановлении. Точно так же в случаях, когда лицо, оспаривая в суде государственную регистрацию изменений, внесенных в сведения о юридическом лице, ссылается на недействительность решения общего собрания участников, на основании которого была произведена регистрация изменений, признание незаконными действий регистрирующего органа возможно лишь при условии оспаривания решения общего собрания участников юридического лица.

В последнее время в практике арбитражных судов со всей остротой встали вопросы: В ГК РФ не содержится ответа на вопрос о том, какие акты имеются в виду: В современном процессуальном законодательстве однозначные нормы содержатся только насчет неприменения нормативных правовых актов: Судебно-арбитражная практика в целом выработала подход, согласно которому акты публичной статьи, противоречащие законодательству, выступающие основанием возникновения гражданских прав, поставлены в один ряд с ничтожными статьями и не подлежат применению независимо от того, предъявлялись ли требования о признании акта недействительным.

×
Не смогли найти ответ? Тогда: