Права и обязанности профсоюзов

Введение

По некоторым данным, число профсоюзов в нашей стране сокращается. Хотя, иногда источники СМИ выдают довольно противоречивую информацию по этому поводу. И, тем не менее, профсоюзы продолжают работу, выполняя свою главную задачу — защиту интересов работающего населения.

В условиях современной России профсоюзы представляют собой добровольные независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности, как в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений: Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Соцпроф и другие считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики.

Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъектов правовой деятельности. Их статус (правовое положение) определен законодательством, которое устанавливает общую право- и дееспособность профсоюзов, основные права и обязанности, а также гарантии их осуществления. Вместе с тем в рамках общего правового положения профсоюзов законодательство исходит, с одной стороны, из существования принципа плюрализма в организации и деятельности профсоюзов, а с другой – регламентирует статусы отдельных уровней органов профсоюзной системы, в частности, профкомов предприятий (организаций), отраслевых и региональных профсоюзных органов.

Объектом работы являются общественные отношения, связанные с осуществлением профсоюзной деятельности по пред­ставительству интересов и защите прав сторон трудовых отношений.

Целью контрольной работы является рассмотрение профсоюзной защиты социально-трудовых прав.

Предметом является современное тру­довое законодательство Российской Федерации.

Задачи и обязанности профсоюзов, а также их защитная функция перед работниками

Если рассмотреть ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», то мы видим, что в нем закреплено четкое определение, что является профсоюзом, [1]- это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Нормами Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» устанавливается возрастной ценз — членом профсоюза может быть каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность. Причем не важно, являешься ли ты гражданином Российской Федерации или другого государства. В Законе установлено лишь одно ограничение, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов.

Профсоюзы в своей деятельности независимы от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, неподотчетны и неподконтрольными. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

В соответствии с положениями Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзные организации имеют следующие права:[2]

1) право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников;

2) право на содействие занятости;

3) право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением;

4) право на участие в урегулировании коллективных трудовых споров;

5) права при отношениях с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти, органами местного самоуправления;

6) право при отношениях с представительными органами работников в организации, органами управления организацией;

7) право на информацию;

8) право на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров;

9) право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде;

10) право на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества;

11) права на социальную защиту работников;

12) право на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Современное законодательство России, учитывая характер выполняемых профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитии их правового статуса как субъекта трудового права, ибо именно эта отрасль права ближе всего соприкасается с регулированием сферы наемного труда.

Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъектов трудового права определяется применительно к их органам, а не к организациям. Эти органы, и, прежде всего профкомы организаций, признаются законными представителями прав и интересов наемных работников. В тех общественных отношениях, где профком выступает в качестве субъекта трудового права, он представляет интересы соответствующего профсоюзного коллектива наемных рабочих и служащих. При этом он либо реализует свои собственные права (например, при осуществлении надзора за охраной труда), либо действует от имени соответствующего трудового коллектива.

В ст. 11 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности[3]» прямо сказано, что работники имеют право на защиту своего труда.

В соответствии с этой нормой профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы прежде всего представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов. Однако в коллективных трудовых отношениях, т.е. при заключении коллективного договора, соглашения, рассмотрении коллективных трудовых споров, участии в управлении организацией они осуществляют представительство интересов работников независимо от членства в профсоюзах. Например, в том случае, когда первичная профсоюзная организация объединяет более половины работников данного работодателя.

Представляя интересы работников, общероссийские профсоюзы и их объединения участвуют в рассмотрении проектов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, путем представления предложений, которые учитываются федеральными органами государственной власти, проведения консультаций в рамках РТК.

Проекты иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти или органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих трехсторонних комиссий, а если они не созданы — с учетом мнения объединений работодателей и профсоюзов.

Такой же порядок установлен для принятия программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и местного самоуправления в сфере труда.

По согласованию с общероссийскими отраслевыми (или иными) профсоюзами утверждается перечень необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки (ч.3 ст. 412 ТК). Региональные перечни также утверждаются по согласованию с соответствующими профсоюзами (ч. 4 ст. 412 ТК).[4]

Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Они защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ.

Защита профсоюзами социально-трудовых прав и интересов работников проявляется и в их участии в установлении систем оплаты труда и норм труда.

Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений.

Дата добавления: 2017-03-12 ; просмотров: 1782 | Нарушение авторских прав

Профессиональные союзы — это коллективные субъекты трудового права. Статья 29 ТК РФ предусматривает общее право профсоюзов представлять интересы работников и устанавливает области его применения. Право представительства — важнейший элемент правового статуса профсоюза, который можно рассматривать как юридическую базу для наделения всеми другими конкретными правами и обязанностями по осуществлению профсоюзами защитной функции. Юридический статус профсоюза как субъекта трудового права закреплён в отдельных статьях ТК РФ и Федеральном законе от 12 января 1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Правосубъективность профсоюзов и их объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной уведомительной регистрации в Министерстве юстиции РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа.

Все права профсоюзов по их содержанию и сфере применения можно подразделить на следующие группы: 1)права по участию в правотворческой деятельности (Федеральный закон о профсоюзах определяет, что проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учётом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций));

2)права по участию в процессе организации и управления трудом (работодатель учитывает мнение профсоюзного органа при решении отдельных вопросов деятельности организаций);

3)надзорно-контрольные права в сфере труда (профсоюзы вправе осуществлять через специально созданные инспекции общественный контроль за соблюдением работодателем, его должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права);

4)право на содействие в рассмотрении и разрешении трудовых споров, объявление забастовки и руководство ею (профсоюзные представители могут принимать участие в рассмотрении и разрешении трудовых споров).

ТК РФ и Закон о профсоюзах предусматривают соответствующие гарантии прав профсоюзов.

18.Права и обязанности (полномочия) профессиональных союзов.

Основные права профсоюза.

В соответствии с Законом РФ «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», с Уставом Профсоюза профсоюзы имеют право:

•представлять и защищать социально-трудовые права и законные интересы членов профсоюза;

•содействовать занятости работников;

•заключать коллективные договоры и осуществлять контроль за их выполнением;

•участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров;

•осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства об охране труда;

•участвовать в коллегиальных органах управления организации;

•свободно распространять информацию о своей деятельности;

•проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

•участвовать в общественно-политической жизни общества, в том числе в избирательных кампаниях.

Права и обязанности членов профсоюза.

Член профсоюза имеет право:

•на защиту профсоюзом его социально-трудовых прав и интересов;

•пользоваться льготами, предусмотренными для работников коллективным договором и соглашениями;

•участвовать в деятельности профсоюза, вносить предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, направленной на повышение уровня гарантий в сфере его социально-трудовых прав и интересов;

•на бесплатные консультации и юридическую помощь по вопросам, относящимся к деятельности профсоюза;

•принимать участие в выработке, обсуждении и принятии решений, получать информацию о деятельности Профсоюза;

•избирать и быть избранным делегатом на профсоюзные конференции и съезды, в выборные профсоюзные органы;

•получать материальную помощь из средств Профсоюза.

Член профсоюза обязан:

•выполнять Устав Профсоюза, принимать участие в деятельности Профсоюза;

•состоять на учете в первичной организации Профсоюза по основному месту работы;

•выполнять обязанности, предусмотренные коллективным договором, соглашениями;

•способствовать росту авторитета Профсоюза, не допускать действий, наносящих вред Профсоюзу;

•исключенный или добровольно вышедший из Профсоюза теряет право на защиту Профсоюзом, на пользование его имуществом, льготами.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОФСОЮЗОВ

4.1. ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ

Мировое сообщество осознало роль профсоюзов в конце 50-х, начале 60-х годов. На сессии Международной Конференции Труда, проходившей в Женеве в 1969 году, был опубликован доклад «Профсоюз­ные права и их связь с гражданскими свободами». В нем подчеркивалось, что современное профсоюзное движение явилось результатом постепенной эволюции идей, практики и законов. За период, охватывающий примерно 150 лет, профсоюзы сумели перейти с положения незаконных группировок на положение допускаемых законом ассоциаций, а затем приобрели широкий диа­пазон функций. Постепенно их роль как представительных организаций трудящихся в сфере трудовых отношений получила общественное признание.

В настоящее время профсоюзы более не рассматриваются лишь как доверенные лица тру­дящихся при определении условий труда, они завое­вали признание в качестве выразителей обширного круга коллективных интересов в структуре институтов современного государства.

Все это подчеркивает, что профсоюзы стали одним из институциональных эле­ментов современного государства. Такое изменение социального статуса профсоюзов потребовало перемены и их правового статуса. Профсоюзы приобрели широкий круг прав в самых различных отраслях жизнедеятельности, что было особенно характерно для периода последней, более чем 80-летней истории страны, когда на профсоюзы были возложены отдель­ные государственные функции (13).

Классификация права профсоюзов осуществляется по различным критериям (степень общности прав; исключительность правомочий; субъект представительства; юридическая сила; со­держание прав; круг защищаемых лиц; права выборных профсоюзных органов; направленность прав; принадлежность к отраслям права).

Рассмотрим классификацию по сфере деятельности профсоюзов.

4.1.1. ПЕРВАЯ ГРУППА включает в себя наиболее общие права профсоюзов, принадлежащие им как одному из видов общественных объедине­ний.

В соответствии с Законом РФ «Об общественных объединениях» проф­союзы имеют право:

— свободно распространять информацию о своей деятельности;

— участвовать в выработке решений органов вла­сти и управления;

— проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

— осуществлять из­дательскую деятельность;

— учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

— представлять и защищать свои права, законные интересы членов Профсоюза в органах государст­венной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

— осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

— выступать с инициативами по различным вопросам обществен­ной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

— участвовать в избирательных кампаниях;

— осуществлять в полном объеме полномочия, предоставленные закона­ми об общественных объединениях.

4.1.2. ВТОРАЯ ГРУППА включает в себя особенные права — это совокупность прав профсоюзов, которыми они наделены как отдельный (специфический) вид общественных объединений в соответствии с ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

К ним относятся права на:

— представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников;

— ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и контроль за их выполнением;

— участие в урегулировании коллективных трудовых споров;

— взаимодействие с работодателями, их объе­динениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

— участие в коллегиальных органах управления организации;

— участие в общественно-политической жизни об­щества (включая участие в управлении государством);

— бесплатную и беспрепятственную информацию по социально- трудовым вопросам;

— участие в подготовке и повышении квалифи­кации профсоюзных кадров;

— осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде;

— осуществление профсоюзного контроля за соб­людением законодательства об охране труда и окружающей природной среды;

— социальную защиту работников;

— на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров.

В свою очередь, по содержанию каждая из перечисленных групп прав имеет свою классификацию. Например, в правах профсоюзов на участие в регули­ровании трудовых отношений могут быть выделены права, предоставлен­ные профсоюзам при решении конкретных вопросов, касающихся:

— оплаты и нормирования труда;

— гарантий и компенсаций;

— контроля за соблюдением трудового законодательства и законодатель­ства об охране труда и др.

4.1.3. ТРЕТЬЯ ГРУППА включает внутрисоюзные (организационно-уставные) права, которые регулируются Уставом Профсоюза. К ним относятся:

— право самостоятельно решать вопросы своей организационной структуры;

— право самостоятельно определять порядок выборов и регламент работы выборных профсоюзных органов;

— право проводить, в случае необходимости, досрочные перевыборы профсоюзных органов (председателя, профсоюзного комитета);

— право определять систему и формы обучения профсоюзного актива;

— право устанавливать механизм приема в Профсоюз и осуществлять прием новых членов Профсоюза;

— право принимать решение об исключении из Профсоюза;

— право определять порядок учета членов Профсоюза;

— право принимать решение о дополнительном размере и порядке взимания членских профсоюзных взносов;

— право принимать решение об освобождении отдельных членов Профсоюза от уплаты членских профсоюзных взносов;

— право определять порядок и размер выделения материальной помощи членам Профсоюза и др.

4.2. ОБЯЗАННОСТИ ПРОФСОЮЗОВ

Законодательство РФ устанавливает не только пра­ва, но и обязанности профсоюзов.

Обязанности профсоюзов как общественных объединений сводятся к:

— соблюдению законодательства РФ, общепризнан­ных принципов и норм международного права, касающихся сферы деятельности профсоюза, а также норм, предусмотренных его уста­вом и иными учредительными документами;

— ежегодной публикации отчета об использовании своего имущества или обеспечению доступности ознакомления с указанным отчетом;

— ежегодному информированию органа, регистрирующего общественные объединения, о продолжении своей деятельности;

— предоставлению по запросу органа, регистрирующего обществен­ные объединения, копии решений руководящих органов профсоюзов, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности;

— допуску представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением меро­приятия;

— оказанию содействия представителям органа, регистрирующего обще­ственные объединения, в ознакомлении с деятельностью обществен­ного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюде­нием законодательства РФ.

Кроме того, ФЗ «О профсоюзах их правах и гарантиях деятельности» устанавливает ответственность профсоюзов за невыполнение своих обязанностей по коллективному договору, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной.

РОЛЬ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РФ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФСОЮЗНЫХ ПРАВ

5.1. ЗАДАЧИ ТК РФ В ОТНОШЕНИИ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ

В первой статье ТК РФ определено, что одна из задач трудового законодательства — участие профсоюзов в установлении условий труда и примене­нии трудового законодательства.

Во второй статье это право определяется как один из основных прин­ципов правового регулирования трудовых отношений.

В 21-й статье закреплено право работников на объединение и со­здание профессиональных союзов.

В главе 58 (ст. 370 — 378) закрепляется право профсоюзов на осу­ществление контроля за соблюдением трудового законодатель­ства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового нрава.

В соответствии со статьями 22, 32 и 377 работода­тель обязан создать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников — выборных профсоюзных ор­ганов (профсоюзных комитетов).

Статьей 370 закреплено право профсоюзов, его пра­вовых инспекций направлять работодателям требования или пред­ставления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового нра­ва, обязательные для рассмотрения.

Обязанность работодателя рассмотреть и принять меры по устранению нарушений, а также в недельный срок с момента получения сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмотрения данного требования (представления) и принятых мерах (ст. 22 и 370). Кроме того, ТК РФ предусматривает возможность принятия работодателем решений с учетом мнения профсоюзного комитета.

В статье 29 законодатель определил, что в качестве основного представителя работников на уровне учрежде­ния являются профсоюзные организации, являющиеся структурами общероссийских профсоюзов.

Если численность профсоюзной организации составляет 50% и более от числа работников учреждения, то по закону профсо­юзная организация наделяется правом быть представительным органом работников.

Каких — либо дополнительных решений по данному поводу в учреждении приниматься не должно.

Статьей 31 определяется, что отсутствие в учреждении профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, должно быть проведено общее собрание трудового коллектива, которое должно принять решение о поручении представлять их данной имеющейся профсоюзной организации или иному представительному органу. В протоколе собрания фиксируется это решение.

Работодатель обязан содействовать проведению общего собрания трудового коллектива собра­ния. Если собрание не доверило малочисленной профсоюзной организации представлять интересы работников и избрало иной представительный орган, то это не является препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих прав и полномочий, закрепленных в профсоюзном и трудовом законодательстве, коллективном договоре. В данном случае, исходя из части 2 ст. 8, работодатель вправе принимать локальные нормативные акты без учета мнения выборного профсоюзного органа, если иное не предусмотрено коллективным договором.

Если же решением собрания профсоюзной организации поручено представлять интересы работников (быть их представительным органом) или профсоюзная организация объеди­няет более 50% работающих, то она получает расширенные пол­номочия, и работодатель обязан считаться с ее мнением в слу­чаях, предусмотренных Трудовым кодексом, законами РФ, нормативно-правовыми актами, коллективным договором.

5.2. РОЛЬ МОТИВИРОВАННОГО МНЕНИЯ ПРОФСОЮЗНОГО ОРГАНА

Учет мнения — это одна из форм согласования. Коллек­тивным договором могут быть предусмотрены и другие формы участия профсоюзной организации в установлении условий труда и примене­нии трудового законодательства (ст.ст. 53, 82), в том числе и согласование.

Обязанность работодателя учитывать мнение выборного профсоюзного органа (профкома, а где его нет — председателя первичной профсоюзной организации) в случаях, предусмотренных ТК РФ (ст. 371). При этом должен быть соблюден определенный порядок, указанный в ст. 372 (при принятии локальных нормативных актов), ст. 373 (при расторжении трудового договора по инициативе работодателя).

С учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа работодатель рассматривает такие вопросы, как:

— ввод режима неполного рабочего времени на срок до 6 месяцев (ст. 73);

— увольнение членов Профсоюза по п. 2, подпункту «б» пункта 3, пункту 5 ст. 81;

— привлечение к сверхурочным работам (ст. 99);

— разделение рабочего времени на части (ст. 105);

— привлечение к работе в выходные и праздничные дни (ст. 113);

— очередность предоставления отпусков (ст. 123);

— установление системы оплаты и стимулирования труда (ст. 135);

— применение систем нормирования труда (ст. 159);

— применение необходимых мер при угрозе массовых увольне­ний работников (ст. 180);

— обеспечение безопасных условий и охраны труда (ст. 212);

— разработка и утверждение инструкций по охране труда для работников (ст. 212);

— создание комиссии по охране труда (ст. 218);

— расследование несчастных случаев на производстве (ст. 229);

— определение степени вины застрахованного (ст. 229).

При наличии у профсоюзной организации прав представи­тельного органа работников, работодатель обязан дополнительно с учетом вышеперечисленного, ре­шать с учетом мнения профкома такие вопросы, как:

— отмена режима неполного рабочего времени (ст. 73);

— утверждение графиков сменности (ст. 103);

— установление формы расчетного листка по заработной плате (ст. 136);

— установление различных систем премирования, стимулирую­щих доплат и надбавок (ст. 144);

— определение конкретных размеров повышения заработной пла­ты за вредные условия труда (ст. 147) и за работу в ночное время (ст. 154);

— введение замены и пересмотр норм труда (ст. 162);

— утверждение Правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190);

— досрочное снятие дисциплинарного взыскания (ст. 194);

— определение форм профессиональной подготовки, перепод­готовки и повышения квалификации работников (ст. 196) .

Трудовой кодекс РФ (ст.ст. 29, 37, 45, 51-53) наделяет проф­союзы правами заключения колдоговоров, соглашений, контроля за их выполнением, получения информации, ка­сающейся прав и интересов работников, внесения по этим вопросам предложений и участия в их рассмотрении, участия в разрешении трудовых споров.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФСОЮЗНОЙ РАБОТЫ

Внутренней движущей силой профсоюзной работы является разрешение противоречия между требованиями членов Профсоюза к своим организациям (выборным органам) и возможностями выборных профсоюзных органов по их разрешению. Это основное противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования членов Профсоюза находятся в зоне возможностей той или иной профсоюзной организации и, наоборот, противоречие не будет содействовать развитию профсоюзной работы, если требования (задачи) не сопровождаются созданием соответствующих организационно-финансовых условий для профсоюзных органов, вследствие чего задачи могут оказаться неразрешимыми. В связи с этим важно умелое планирование близких, средних и дальних перспектив деятельности профсоюзных органов, превращение их в конкретные дела и позитивные результаты.

6.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОФСОЮЗНОЙ РАБОТЫ

Раскрытие сущности работы профсоюзных организаций, выборных профсоюзных органов предполагает обоснование закономерностей и принципов.

Под закономернос­тями профсоюзной работы следует понимать те существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит успешность достижения уставных целей и задач профсоюзной организации.

Определить закономерности, выявить принципы и особенности — зна­чит создать основу эффективного плана профсоюзной деятельности, получить общие регуляторы практики профсоюзной работы.

Пренебречь принципами и закономерностями — значит обречь внутрисоюзную работу и всю деятельность организаций Профсоюза на низкую эф­фективность.

Одну из закономерностей можно сформулировать так, что любая зада­ча в области представительства и защиты социально-трудовых прав работников образования, организации внутрисоюзной жизни может и должна ре­шаться при активном участии самих членов Профсоюза . Говоря об актив­ности членов Профсоюза, профсоюзные комитеты и актив должны четко осоз­навать, что она существенным образом зависит от мотивации профсоюзного членства. Поэтому комитеты профсоюза должны, прежде всего, опираться на потребности и мотивы членов Профсоюза, определять, что является для них в данный момент главным. Ярким примером такого подхода стала умелая деятельность многих организаций и выборных органов профсоюза в хо­де общероссийских акций Профсоюза в защиту образования.

Другая закономерность предполагает целостность профсоюзной де­ятельности , которая обеспечивает единство декларируемых целей, задач и реальных действий всех выборных органов в Профсоюзе. Сущность целостнос­ти профсоюзной деятельности заключается в подчиненности всех ее частей и функций основной задаче: представительству и защите социально-трудо­вых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза. Целостность подхода к организации профсоюзной работы предполагает и согласован­ность, последовательность во взаимоотношениях структур, и организаци­онно-исполнительские, информационные связи, руководство организациями Профсоюза и др.

Организация и функционирование профсоюзных органов должны строиться на основе определенных принципов, т.е. основополагающих идей, отражающих характер и методы осуществления поставленных профсоюзами целей.

Закономерности определяют принципы внутрисоюзной работы и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов орга­низационной работы.

Принципы соответствуют целям и задачам, стоящим перед комитетами профсоюза, определяют возможности реализации этих задач.

Принципы организации и деятельности профсоюзов можно разделить на два основных вида – общие и специальные.

6.2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ

Они выступают как стратегические нормы профсоюзной работы и относятся как к деятельности профсоюзов в целом, так и к выборным профсоюзным органам.

Среди них можно выделить: единство, солидарность, независимость, законность, самодостаточность, самоуправляемость, добровольность, демократизм, равноправие, гласность.

6.3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ (ОРГАНИЗАЦИОННО-УСТАВНЫЕ) ПРИНЦИПЫ

Эти принципы относятся к высшим и исполнительным органам в профсоюзах и их аппаратам. Среди них: организационное единство, добровольность, выборность, принцип разделения полномочий, регулярная отчетность, широкие демократические начала в деятельности, широкие общественные начала, коллегиальность, компетентность, ответственность в пределах компетенции, комплексный подход, равенство, единство прав и обязанностей членов Профсоюза, широкие общественные начала в работе профорганов, единство финансовой политики, единство подхода к статистике и работе с документами и др.

Источники: http://lektsii.org/16-17522.html, http://studfiles.net/preview/5797109/page:12/, http://refdb.ru/look/1657300-p3.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *