Незаконное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:
1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

(Статья в редакции, введенной в действие с 20 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 46-ФЗ.

Комментарий к статье 7.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Под самовольным захватом земли понимается безосновательное, совершенное без наличия каких-либо надлежащим образом оформленных разрешительных документов занятие участка земли путем размещения на нем принадлежащего виновному лицу имущества либо разработки данного земельного участка в личных целях этого лица.

Введение в КоАП РФ рассматриваемого состава административного правонарушения обусловлено необходимостью обеспечения защиты правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, а также обеспечения неприкосновенности права собственности на данные объекты недвижимости.

В комментируемой статье рассматриваются два самостоятельных формальных состава административного правонарушения, различающиеся по объективной стороне и противоправности деяния.

Целью введения комментируемой статьи в КоАП РФ является обеспечение защиты права государственной, муниципальной и частной собственности на земельные участки, обеспечение установленного действующим законодательством порядка пользования, владения и распоряжения ими.

2. Как и любые другие составы административного правонарушения, содержащиеся в комментируемой статье составы имеют частично отличные от других объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону правонарушений.

Рассматриваемые составы носят формальный характер, поскольку административная ответственность за их совершение наступает с момента совершения виновных действий, независимо от возникновения или отсутствия негативных последствий, так как сами по себе действия, составляющие объективную сторону составов, влекут нарушение установленного порядка владения, пользования и распоряжения самовольно занятым земельным участком либо существующего на него права собственности.

Объектом рассматриваемого правонарушения, предусматривающего административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, являются общественные отношения, возникающие в области владения, пользования и распоряжения землями, составляющими их отдельно взятыми участками, а также отношения, направленные на обеспечение охраны права собственности на данные земли.

В качестве предмета рассматриваемого состава административного правонарушения можно обозначить земли и составляющие их земельные участки, то есть части поверхности земли, включая покрывающий их почвенный слой. Границы таких земельных участков обязательно должны быть определены и закреплены в установленном законом порядке путем проведения необходимой процедуры государственной регистрации.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может быть выражена только активными действиями, направленными на установление доминирующего положения виновного лица на спорном земельном участке.

В качестве таких действий могут рассматриваться два вида действий:

— самовольное занятие земельного участка, выражающееся в размещении на нем каких-либо сооружений, строений, в возведении ограждений, иных препятствий для затруднения доступа к данному участку лиц, имеющих законное право на владение, пользование или распоряжение им;

— использование земельного участка путем его засевания сельскохозяйственными, однолетними или многолетними, а также иными видами растений, разведения в плодородном слое бактериально обогащенных культур и т.п.

По объективной стороне можно провести разграничение двух самостоятельных составов, отличающихся по признакам противоправности деяния:

— занятие и использование земельного участка в случае отсутствия документов, подтверждающих право пользования, владения или распоряжения данным земельным участком. В соответствии с положениями, закрепленными в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2006 N 404, правоустанавливающими документами на земельный участок являются:

копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;

кадастровый план земельного участка;

иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы;

— занятие и использование земельного участка при отсутствии документов, предоставляющих право на осуществление хозяйственной деятельности в пределах границ такого земельного участка, то есть ведение на нем работ, которые целиком либо в какой-то конкретной части требуют оформленного в установленном законом порядке разрешения на их осуществление (например, ведение строительства многоквартирного дома на земельном участке без специального разрешения на осуществление строительной деятельности и без отнесения занимаемого строительством земельного участка к необходимой категории земель).

3. Совершение рассматриваемых составов административных правонарушений возможно только в умышленной форме, поскольку неосторожная форма вины совершения подобных деяний не может образовать состав правонарушения и повлечь за собой наложение административной ответственности. Таким образом, субъективная сторона правонарушения устанавливается только в форме умысла.

В санкции комментируемой статьи КоАП РФ предусмотрен общий субъект рассматриваемого состава административного правонарушения.

Так, к административной ответственности могут быть привлечены:

— физические лица — граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

— должностные лица — лица на постоянной или временной основе либо в соответствии со специальными возложенными на них полномочиями осуществляющие полномочия представителей власти, наделенные в установленном действующим законодательством порядке распорядительными функциями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, или выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные полномочия в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (подробнее см. комментарий к ст. 2.4 КоАП РФ);

— юридические лица — организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении либо оперативном управлении выделенное имущество, отвечающие данным имуществом по своим обязательствам и действующие от своего имени в гражданско-правовых и иных правоотношениях.

Санкция рассматриваемой статьи предусматривает единственно возможный вид наказания — административный штраф, размер которого установлен отдельно для каждой категории субъектов рассматриваемого состава административного правонарушения.

4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Вместе с тем, если указанным правонарушением нарушены права на участки земель лесного фонда и земель, не входящих в состав лесного фонда, рассмотрение административных дел может осуществляться только должностными лицами органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда.

Другой комментарий к статье 7.1 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет — земельные участки, которые согласно ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу (недвижимости). В свою очередь, ст. 261 ГК РФ содержит характеристики земельного участка как объекта права собственности. Согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ земельный участок — это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Между тем такое определение не совсем точно. Дело в том, что не учтены положения ст. 261 ГК РФ — ничего не сказано о части воздушного пространства, располагающегося над поверхностью, занимаемой, например, многолетними насаждениями, или же о той части земли под поверхностью почвы, где могут залегать минералы. Более широкое определение содержится в Федеральном законе от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре» (далее — Закон о государственном земельном кадастре): земельный участок — часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также то, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Согласно ст. 40 ЗК РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, замкнутые водоемы, расположенные на нем многолетние насаждения, если иное не установлено законом . Вместе с тем в соответствии со ст. 130 ГК РФ и ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации) часть земельного участка (например, согласно ст. 340, 552, 553, 652, 653 ГК РФ) в случае, если ее границы не описаны и не удостоверены в установленном порядке, не относится к перечню недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, и, как следствие, не может считаться объектом недвижимости.

———————————
Федеральный закон от 2 января 2000 года «О государственном земельном кадастре» // СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2582.
См. также: Галиева Р. Субъекты и объекты земельных прав // Российская юстиция. 2002. N 10.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; 2001. N 16. Ст. 1533; 2002. N 15. Ст. 1377; 2003. N 24. Ст. 2244; 2004. N 27. Ст. 2711.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, т.к. самовольное занятие земельного участка выражается в активных действиях по установлению фактического владения и пользования земельным участком, использованию земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

К правоустанавливающим документам на земельный участок относятся копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, и иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают предоставление земельного участка.

В этом отношении небезынтересным является следующий пример.

ООО обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Службе земельного кадастра по г. Казани о признании недействительным Постановления N 214 от 06.12.2002.

Решением первой инстанции заявление удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции решение отменено.

Как следует из материалов дела, 05.12.2002 Службой земельного кадастра по г. Казани был составлен Протокол N 118 об использовании ООО земельного участка без правоустанавливающих документов.

На основании протокола Службой земельного кадастра по г. Казани 06.12.2002 было вынесено постановление о привлечении ООО к административной ответственности в соответствии со статьей 7.1 КоАП виде штрафа в размере 10 тыс. руб. за использование земельного участка без правоустанавливающих документов.

Арбитражный суд первой инстанции заявление ООО удовлетворил, придя к выводу, что согласно статье 46 ЗК РФ и статье 421 ГК РФ после истечения срока действия договора при отсутствии возражений арендодателя договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Арбитражный суд апелляционной инстанции в удовлетворении заявления ООО отказал, установив, что материалы дела не содержат доказательств выполнения сторонами договора условий по регистрации. В силу пункта 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды земли со сроком действия более года подлежит государственной регистрации.

Срок действия договора аренды N 4235 от 25.10.2000 был установлен сторонами до 09.11.2002, следовательно, в силу указанной нормы ГК РФ договор подлежал государственной регистрации, однако отсутствие таковой указывает на его незаключенность.

При таких обстоятельствах использование ООО земельного участка площадью 0,483 га осуществлялось в нарушение требований земельного законодательства РФ .

———————————
Споры, связанные с применением земельного законодательства // Правосудие в Поволжье. N 1/2004.

3. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и юридические лица, самовольно занявшие земельный участок, не имеющие правоустанавливающих документов на земельный участок или совершившие иное нарушение земельного законодательства, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла, что подтверждается следующим примером из судебной практики. Индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Территориальному отделу Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Казани Республики Татарстан о признания незаконным Постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан заявленные требования удовлетворены, производство по делу прекращено.

Данное решение суд обосновал отсутствием в действиях заявителя умысла и вины в совершении административного правонарушения.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт по делу.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу решения, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановых проверок по использованию земель без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов в 2006 г. по городу Казани ответчиком установлено отсутствие документов на земельный участок, которым пользуется заявитель.

Ответчиком составлен акт и протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП, и принято Постановление, в соответствии с которым заявитель признан виновным в совершении указанного административного правонарушения и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 руб.

Арбитражный суд Республики Татарстан, признавая незаконным и отменяя Постановление, сделал вывод о том, что до выявления факта совершения административного правонарушения и возбуждения административного производства заявитель принимал меры для получения правоустанавливающих документов и в его действиях отсутствует вина в совершении административного правонарушения.

Кассационная инстанция выводы суда признает законными в силу статей 1.5, 2.1 КоАП.

Судом установлено, что заявителем со Службой земельного кадастра по г. Казани заключен договор об аренде земельного участка.

В Службу земельного кадастра по г. Казани индивидуальным предпринимателем было подано заявление о предоставлении земельного участка, занимаемого объектом недвижимости, для заключения либо продления заключенного договора аренды.

Начальником Управления дан ответ, что до настоящего времени вопрос о предоставлении земельного участка не решен.

Таким образом, в действиях заявителя отсутствует вина в совершении административного правонарушения, так как им предприняты все зависящие от него меры по оформлению земельного участка в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил решение Арбитражного суда Республики Татарстан оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

5. Кроме того, следует отметить, что КоАП предусматривает специальную ответственность за самовольное занятие земельных участков:

а) прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны водного объекта (ч. 1 ст. 7.8 КоАП);

б) зоны (округа) санитарной охраны источника водоснабжения (ч. 2 ст. 7.8 КоАП);

в) лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9 КоАП).

Остались вопросы по ст 7.1 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 7.1 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Право частной собственности считается одним из ключевых моментов рыночной экономики. Поэтому вряд ли кто-то упустит возможность заполучить что-то задарма себе в собственность, а тем более, если это участок земли. Но, как известно, у всего есть своя цена. Получение земли возможно только в установленном законом порядке, а все остальные способы все тот же закон трактует как самовольное занятие земельного участка. Это самое распространённое нарушение в земельном праве, а предусмотренная ответственность не так уж и мала – и может влететь «захватчику» в копеечку.

Любое правонарушение имеет свои последствия, в зависимости от типа проступка. Самовольное занятие земли предполагает административную ответственность.

Понятие самовольного занятия земельного участка

Право использовать землю закон предоставляет не только собственнику, но и арендатору, ссудополучателю по договору безвозмездного пользования и другим лицам при других основаниях. Это значит, что каждый конкретный случай определяется действующим законодательством.

Правовые нормы также устанавливают противоправность такого деяния как самовольное занятие земельного надела – и оно имеет правовые последствия.

Даже само понятие предусматривает факт использования земли при отсутствии соответствующего права. К главным признакам такого типа правонарушения относят:

  1. отсутствие соответствующей документации, в том числе разрешения. Например, договор аренды даёт право на временное использование, купля-продажа предоставляет права для постоянного использования на основании права собственности и так далее. А вот отсутствие какого-либо документа вызывает сомнения в правомерности использования объекта;
  2. окончание срока действия документов. Например, период аренды закончился;
  3. использование надела не по назначению, например, строительство многоэтажного дома на участке, который предназначен для ведения сельского хозяйства;
  4. незаконное расширение земельного надела, в таком случае захваченной считается часть земли;
  5. ведение деятельности, противоречащей закону.

Незаконное использование земли будет иметь последствия, а вот конкретная мера будет принята судом на основании закона.

Ответственность за самовольное занятие

КоАП РФ, в статье 7.1 определяет наказание за незаконное использование земельного надела. Так, статья указывает, что самовольное занятие, а также использование надела при отсутствии прав, может повлечь за собой:

  • штраф в размере от 1 до 1.5 процентов от кадастровой стоимости, но не менее пяти тысяч рублей – если нарушителями являются физлица, от 1.5 до 2 процентов, но не менее двадцати тысяч, если норму нарушают должностные лица, от 2 до 3, но не менее ста тысяч, если закон нарушают организации;
  • штраф в размере от пяти до десяти тысяч на граждан, от двадцати до пятидесяти на должностных лиц и от ста до двухсот на организации, если кадастровая стоимость не определена.

Если лицо ведёт предпринимательскую деятельность, но при этом не регистрирует соответствующий статус, то налог будет платить, как юридическое лицо.

Ответственность не ограничивается только применением административных норм. Если занятие чужой земли привело к финансовым потерям, то убытки могут быть возмещены через суд. Так, статья 76 Земельного кодекса гласит, что ущерб, причинённый земельными нарушениями, возмещается в полном объёме.

Что делать при захвате земли

В ситуации, когда участок незаконно занимается иными лицами, собственнику рекомендуется осуществить ряд последовательных действий, направленных на возврат своих прав и возмещение ущерба:

  1. попытаться мирно урегулировать ситуацию. В некоторых случаях нарушитель земельных границ может просто не знать о том, что чьи-то права ущемлены. Например, когда участки не имеют видимых ориентиров. В таких случаях имеется высокий шанс для решения проблемы без суда и обращения в иные органы;
  2. подготовить официальную претензию с требованием об освобождении занятого надела с указанием действительных границ земли;
  3. зафиксировать факт нарушения. В зависимости от ситуации, это может быть Росприроднадзор или Росреестр;
  4. подготовить заявление в суд;
  5. подать заявление и принять участие в судебном процессе.

После вынесения судебного акта остаётся дождаться его вступления в силу. Затем нужно получить исполнительный лист и обратиться в службу судебных приставов, которые будут содействовать принудительному исполнению решения.

Если ранее границы участка не были определены или не был произведён вынос точек на местность, рекомендуется сделать это до обращения в суд. В противном случае доказать свою позицию будет сложнее.

Если прекращение нарушения (самовольного занятия надела) будет невозможно, суд может принять решение о его выкупе. Цена рассчитывается в таком случае по сложившимся в регионе рыночным показателям.

Возмещение вреда за самовольное занятие

Возмещение ущерба за самовольное занятие земли производится только в гражданско-правовом порядке.

Собственник может подать заявление с требованием о возмещении вреда сразу с иском об освобождении территории или отдельно. В каждом случае нужно правильно рассчитать сумму иска.

Ущерб может включать в себя не только прямые убытки, но и упущенную выгоду. Однако рассчитать и доказать её сложнее. Необходимо собрать документальное подтверждение того, что прибыль не получена именно из-за того, что надел был незаконно захвачен, а также тот факт, что при иных обстоятельствах имелись все факторы для её получения, например, имеется договор поставки зерна, но из-за невозможности его выращивания соглашение не было исполнено.

Взыскание средств производится через суд. Если и после этого должник не отдаёт землю и не возмещает ущерб добровольно, необходимо обратиться в службу приставов для начала процедуры принудительного взыскания.

Принудительное изъятие

Участок, который был незаконно захвачен, все равно будет изъят у захватившего его лица. При этом добровольное его освобождение позволит избежать не только участия в деле судебных приставов, но и дополнительных затрат.

Для реализации своих полномочий сотрудники ФССП могут привлечь сторонних специалистов, например, сотрудников Росреестра для определения границ на местности. Нарушителю будет сначала предложено добровольно освободить территорию, а потом уже последуют принудительные действия.

Можно ли узаконить самозахват

Возможность оформить на себя участок, захваченный ранее, не освобождает лицо от несения административной ответственности. При фиксации уполномоченными органами такого нарушения штраф будет наложен в любом случае.

В первую очередь нужно определить, кому принадлежат незаконно захваченные земли. Чаще всего собственником земель, которые на первый взгляд кажутся ничейными, является администрация муниципального образования. Но не всегда. Это может быть и частное лицо, и Лесной фонд и так далее. Узнать о собственнике можно, обратившись за выпиской из ЕГРН.

Вариантов узаконить захваченный надел несколько:

  • заключить соглашение о перераспределении земли;
  • расширить границы не более чем на 10 процентов, при условии, что соседи согласны на такое перераспределение;
  • подать заявление о предоставлении бесхозного участка в пользование. Это возможно, если собственником является государство, муниципалитет или СНТ. Если надел формально никому не принадлежит, то он будет поставлен на учёт муниципалитета, а с пользователем будет заключен договор о предоставлении участка на условиях аренды.

Если срок действия договора, который предоставлял право на использование надела, завершился, но фактически такое использование было продолжено, лицо может попытаться оформить его в свою собственность. Для этого используется такое понятие, как приобретательная давность (статья 234 ГК РФ).

Предусматривается, в этом случае, что лицо должно владеть объектом сроком от 15 лет и относиться к нему, как к своему, то есть полностью нести бремя его содержания. В таком случае надел может быть оформлен в собственность, но только в судебном порядке.

Самовольное занятие земельного надела влечёт за собой административную ответственность, а в некоторых случаях ещё и гражданско-правовую. Использование чужого надела без законных на то оснований не допускается. При этом правовые нормы определяют возможность оформить в собственность или иное владение наделы или части земель, которые фактически лицам не принадлежат. Для этого необходимы веские основания и соблюдение установленного порядка действий.

Формулировка «самовольное занятие земельного участка» часто звучит с экранов ТВ и мелькает в прессе. В последние годы количество судебных исков, связанных с самовольным захватом чужих соток, стабильно растет, не уменьшается, несмотря на четкое правовое регулирование ответственности за данное нарушение.

В ряде случаев ответчики искренне уверены, что не преступали закон, не считая, к примеру, временное складирование стройматериалов на пустующем соседнем участке, его незаконной эксплуатацией. И вынесение вердиктов, предусматривающих уплату ощутимого административного штрафа, порой шокирует участников судебного процесса. Что же нужно знать об этом виде правонарушений владельцам земельных наделов?

Что считается самовольным занятием земельного участка

Согласно букве закона самовольное занятие земельного участка подразумевает эксплуатацию земли при отсутствии права владения и пользования ею вопреки воле собственника. К незаконной эксплуатации в данном случае относятся:

  • застройка территории;
  • выращивание садовых культур, высадка деревьев;
  • использование земельного участка(при отсутствии кадастрового паспорта земельного участка) под склад или хранилище;
  • перенос ограждения соседнего земельного участка за отмеченные планом границы.

Законодательная база и размеры штрафов

Незаконное занятие чужих соток чревато административной ответственностью, а именно наложением штрафа. Это указано в ст. 7.1 КоАП РФ. Выплачивать штраф закон обязует как физических, так и юридических лиц, причем для последних его размеры на порядок выше. Так, частному лицу придется уплатить от 500 до 1000 рублей (конкретная сумма определяется в судебном порядке в зависимости от площади участка, срока незаконной эксплуатации и т. д.).

Если же ответчиком является юридическое лицо, размер штрафа варьируется уже от 10 тыс. до 20 тыс. рублей. Для должностного лица штраф составит от 1000 до 2000 рублей. Эти цифры актуальны в случаях, если кадастровая стоимость объекта иска не определена. Если же в деле фигурирует конкретная кадастровая стоимость, то размер штрафа рассчитывается в процентах относительно нее:

  • от 1 до 1,5 % – физлица;
  • от 1,5 до 2 % – должностные лица;
  • от 2 до 3 % – юрлица.

Большинство конфликтов, выливающихся в судебные споры по поводу самовольного захвата участков, связаны с занятием пустующих территорий. Из менталитета отечественных дачников еще не искоренилось убеждение: если земля пустует, значит она ничья. Однако согласно ст. 16 Земельного кодекса ничьей земли априори быть не может. Собственниками земельных территорий могут быть:

  • физические лица,
  • юридические лица,
  • муниципальные образования.

Территории, не находящиеся во владении данных категорий, считаются государственной собственностью. При незаконной ее эксплуатации также предусмотрен административный штраф.

Состав преступления определяется отсутствием у лица, использующего земельный участок, документов на право пользования им. Это может быть документ, подтверждающий непосредственно право собственности на участок (например, договор купли-продажи) либо право на осуществление хозяйственной деятельности в пределах указанной территории.

Как узнать какие граждане имеют право на получение недвижимости по нужде? В статье они указаны и рассмотрены.

Социальный найм – что это и как им пользоваться? По https://zakonometr.ru/arenda/najm ссылке есть нужная информация.

Возвращение земельных участков собственнику

Основанием для возвращения самовольно захваченных участков является решение суда. Согласно ст. 76 Земельного кодекса после вступления решения в силу территории должны быть переданы в пользование собственникам. При этом закон не предусматривает компенсации затрат, которые ответчик мог понести в течение незаконного пользования участком.

Право собственности на объекты недвижимости, возведенные на самовольно занятых площадях, также не оформляется. То есть, если ответчик построил на участке без права владения им, к примеру, баню, закон не обязывает собственника участка компенсировать ему затраты на материалы и строительство.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источники: http://koaprf24.ru/statia-7.1-koap, http://urpomosh03.ru/land/zemlya/samovolnoe-zanyatie-zemelnogo-uchastka, http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/samovolnoe-zanyatie-zemelnogo-uchastka.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *