11 статья ук рф

1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Комментарий к Ст. 11 УК РФ

Положения статьи закрепляют территориальный принцип действия закона в пространстве: любое лицо (гражданин России, иностранный гражданин, лицо без гражданства), совершившее преступление на территории РФ, подпадает под действие российского законодательства.

Данная норма раскрывает вопрос о том, в каких случаях преступление считается совершенным на территории РФ (сухопутная территория, водная территория и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ; континентальный шельф, исключительная экономическая зона РФ; судно, приписанное к порту РФ, находящееся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов России; военный корабль или военное воздушное судно РФ независимо от места их нахождения).

Территория России определяется в соответствии с Законом о Государственной границе.

Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами, федеральными законами. Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров РФ, вводятся в действие в соответствии с законодательством РФ.

В плане юрисдикции российского законодательства следует расценивать находящиеся за рубежом не только морские и воздушные суда, но и территории посольств, военных объектов (баз) РФ (например, в Тирасполе, Севастополе, на Байконуре, в Таджикистане и др.).

2. Преступление следует считать совершенным в Российской Федерации, если оно началось и было завершено на территории государства, а также когда на этой территории выполнялась хотя бы часть преступного деяния, т.е. преступление началось, продолжалось либо завершилось на территории РФ.

При соучастии в преступлении оно может считаться совершенным в Российской Федерации, если исполнитель совершил деяние на ее территории, а остальные соучастники действовали за рубежом. Если же исполнитель действовал за границей, а остальные соучастники (организатор, подстрекатель, пособник) выполняли свои функции по участию в данном преступлении в России, то действия последних также признаются совершенными на ее территории.

3. Круг лиц, пользующихся иммунитетом, о которых идет речь в ч. 4 комментируемой статьи, в случае совершения ими преступления на территории РФ, определяется на основе взаимности Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г. , Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. , Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. , Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г. , Конвенцией о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества от 5 декабря 1980 г. , рядом консульских конвенций и соглашений о правовом статусе торговых представительств, заключаемыми между государствами.
———————————
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XV. М., 1957. С. 32 — 40.

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII. М., 1970. С. 136 — 148.

Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124 — 147.

Международное публичное право: Сб. док. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 300 — 322.

Полный текст ст. 11 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 11 УК РФ.

1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации .
3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Комментарий к статье 11 УК РФ

1. Комментируемая статья закрепляет территориальный принцип при определении действия уголовного закона в пространстве. Любое лицо, будь то гражданин РФ, гражданин иностранного государства, лицо без гражданства (апатрид), лицо, имеющее статус беженца, совершившее преступление на территории РФ, подпадает под действие уголовного закона РФ.

2. В ч.2 и 3 комментируемой статьи раскрывается, в каких случаях преступление считается совершенным на территории РФ. К таковой территории относятся: сухопутная территория, водная территория и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ; континентальный шельф, исключительная экономическая зона РФ; судно, приписанное к порту РФ, находящееся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации; военный корабль или военное воздушное судно РФ независимо от места их нахождения. Таким образом, например, гражданин иностранного государства, совершивший преступление на борту морского судна приписанного к порту РФ, находящегося в порту также иностранного государства, будет считаться совершившим преступление на территории РФ. Это касается также и воздушных судов. Однако возможны исключения из данного правила, если иное предусмотрено международным договором РФ.

Территориальные воды — полоса моря (океана), прилегающая к материковому берегу и островам, находящимся под суверенитетом прибрежного государства, или его внутренним водам, и составляющая часть государственной территории. Международным правом определена максимальная граница территориальных вод — 12 морских миль. В случаях, когда расстояние между соседними государствами меньше 24 миль, акватории территориальных вод определяются пограничными соглашениями.

Понятие и режим континентального шельфа определены в ст. 1 ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», из которой следует, что внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от территориального моря РФ.

Исключительная экономическая зона РФ устанавливается в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ и прилегающих к ним, включая районы вокруг принадлежащих РФ островов. Внешняя граница такой зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды РФ.

3. Преступление считается совершенным на территории РФ, если:
— на территории РФ были совершены действия (бездействие), а общественно опасные последствия наступили за ее пределами;
— на территории РФ были совершены действия (бездействие) и наступили общественно опасные последствия;
— действия (бездействие) были совершены за пределами РФ, а общественно опасные последствия наступили на территории РФ.

4. Часть 4 комментируемой статьи отсылает к нормам международного права при решении вопросов о привлечении к уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ. Круг лиц, пользующихся иммунитетом от действия уголовного закона РФ в случае совершения ими преступления на территории РФ, определяется на основе взаимности Конвенцией о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года, Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18.04.61, Венской конвенцией о консульских сношениях от 24.04.63, Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14.03.75, Конвенцией о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, многочисленными консульскими конвенциями и соглашениями о правовом статусе торговых представительств, заключаемыми между государствами, Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утвержденным 23.05.66.

О применении комментируемой статьи см. также постановление ВС РФ от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Консультации и комментарии юристов по ст 11 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 11 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Новая редакция Ст. 11 УК РФ

1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Комментарий к Статье 11 УК РФ

1. В ч. 1 — 3 коммент. статьи более подробно, чем в прежнем законодательстве, раскрываются территориальные аспекты действия уголовного закона.

2. По общему правилу ответственности по УК РФ подлежит любое физическое лицо, совершившее преступление на территории РФ, будь то гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства.

2.1. Гражданами Российской Федерации признаются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу ФЗ от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2006) , либо лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим законом.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031; 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4447, N 45. Ст. 4377; 2006. N 2. Ст. 170, N 31 (ч. 1). Ст. 3420.

2.2. Иностранным гражданином является лицо, имеющее гражданство другого государства и не имеющее при этом гражданства Российской Федерации. В соответствии со ст. 62 Конституции гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с ФЗ или международным договором РФ. При этом наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено ФЗ или международным договором РФ.

Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как ее гражданин, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или ФЗ. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.

2.3. Лицо без гражданства (апатрид) — это лицо, не имеющее доказательств принадлежности к гражданству иностранного государства.

3. Территория РФ — это суша, воды, недра и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ, которая является пространственным пределом государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1 Закона о Государственной границе).

4. Территориальное море РФ — примыкающий к сухопутной территории, в том числе островной, или внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль (1 морская миля = 1,852 км), отмеряемых от прямых исходных линий, указанных в ст. 4 ФЗ от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» . Делимитация территориального моря между РФ и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или являются смежными с побережьем РФ, осуществляется в соответствии с обычными нормами международного права и международными договорами РФ.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.

На территориальное море, воздушное пространство над ним и его недра распространяется суверенитет РФ.

5. Действие УК РФ распространяется также на деяния, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. О понятиях континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны см. п. 11.1 — 11.2 коммент. к ст. 253.

6. В ч. 3 коммент. статьи впервые законодательно регулируются вопросы, с которыми нередко сталкивалась практика. Деяния, совершенные на судне, приписанном к порту РФ и находящемся в открытом водном или воздушном пространстве (т.е. за пределами территории РФ), квалифицируются по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ. При этом под открытым водным пространством (открытым морем) понимаются части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства (в том числе России), ни в архипелажные воды государства-архипелага (ст. 86 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), а под открытым воздушным пространством — воздушный столб над открытым морем высотой 100 км .
———————————
Международное космическое право. М., 1999. С. 54 — 55.

6.1. Преступления, совершенные на военных кораблях (речных и морских) или военных воздушных судах РФ, рассматриваются по УК РФ независимо от места их нахождения.

7. В ч. 4 коммент. статьи дается общая отсылка к нормам международного права для решения вопроса об УО дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступлений на территории РФ. При этом имеются в виду как договорные (положения международных договоров РФ), так и обычные международно-правовые нормы, признаваемые Российской Федерацией.

8. Существуют различные исключения из территориального принципа действия уголовного закона, в том числе охватываемые термином «дипломатическая неприкосновенность», хотя такая неприкосновенность не исчерпывается принадлежностью к дипломатическому персоналу представительств иностранных государств и межгосударственных (межправительственных) организаций.

8.1. Под дипломатической неприкосновенностью понимается ряд иммунитетов, в том числе от уголовной юрисдикции, и привилегий, предоставляемых в соответствии с ФЗ и международными договорами РФ таким категориям иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории РФ (в том числе следующих транзитом), как сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, межгосударственных (межправительственных) организаций и представительств государств при таких организациях, члены специальных миссий, правительственных и парламентских делегаций, групп наблюдателей и инспекционных групп (например, по договорам об ограничении и сокращении вооружений), дипломатические курьеры, фельдъегери. В некоторых случаях дипломатической неприкосновенностью обладают члены семей таких лиц, эксперты межгосударственных (межправительственных) организаций, а также члены административно-технического и обслуживающего персонала дипломатических представительств и консульских учреждений, служащие межгосударственных (межправительственных) организаций.

8.2. Согласно многим международным договорам РФ иммунитеты имеют служебный характер, т.е. предоставляются только в отношении деяний, совершенных при исполнении служебных обязанностей.

9. Круг лиц, имеющих право на иммунитет от уголовной юрисдикции, устанавливается законодательством и международными договорами РФ. К законодательным актам, в частности, относится Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.05.1966 . Насчитывается более 160 международных договоров РФ (включая договоры, заключенные СССР), регламентирующих вопросы иммунитета от уголовной юрисдикции, среди них такие универсальные и региональные договоры, как Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.), Венская конвенция о консульских сношениях (1963 г.), Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций (1946 г.), Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений (1947 г.), Конвенция о специальных миссиях (1969 г.), Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы (1949 г.), Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств — участников СНГ (1995 г.), Дополнительный протокол о привилегиях и иммунитетах Организации Черноморского экономического сотрудничества (1999 г.), а также двусторонние консульские договоры.
———————————
Ведомости СССР. 1966. N 22. Ст. 387.

10. Согласно п. 1 ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях (1963 г.) консульские должностные лица не имеют права на иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания в случае совершения ими тяжких преступлений, однако в двусторонних договорах может быть предусмотрено предоставление им полного иммунитета от уголовной юрисдикции как дипломатическим агентам в соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.) (см., например, ст. 36 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Украиной (1993 г.)) .
———————————
СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 5971.

11. Принадлежность к лицам, пользующимся иммунитетом от уголовной юрисдикции, в большинстве случаев удостоверяется документами, выдаваемыми МИДом России (дипломатическая карточка, служебная карточка или удостоверение), а также дипломатической въездной или транзитной визой, проставленной в дипломатическом паспорте иностранного гражданина.

Информация о том, пользуется ли конкретное лицо иммунитетом от уголовной юрисдикции, может быть получена в Консульском департаменте МИДа России и его территориальных представительствах в отдельных регионах страны.

12. Аккредитующее государство и межгосударственная (межправительственная) организация могут в каждом конкретном случае отказаться от иммунитета соответствующего сотрудника. Такое согласие испрашивается через МИД России.

12.1. В некоторых международных договорах РФ последних лет, регламентирующих вопросы пребывания на территории РФ межгосударственных (межправительственных) организаций, предусмотрено, что эти организации не только имеют право, но и обязаны отказаться от иммунитета, предоставленного какому-либо лицу на основании таких договоров, в тех случаях, когда иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов организации (см., например, ст. 22 Соглашения между Правительством РФ и Объединенным институтом ядерных исследований о местопребывании и об условиях деятельности Объединенного института ядерных исследований в Российской Федерации 1995 г. ).
———————————
СЗ РФ. 2000. N 9. Ст. 992.

Следовательно, обладание иностранным гражданином дипломатическим иммунитетом от уголовной юрисдикции не исключает наказуемости деяния и необходимости расследования обстоятельств преступления, но усложняет процессуальный порядок решения вопросов привлечения данного лица к УО. В случае отказа соответствующих властей лишить иммунитета привлекаемое к УО лицо оно (после неминуемой высылки) может быть привлечено к ответственности в государстве, гражданином которого оно является, в том числе путем реализации норм такого международно-правового института, как передача уголовного судопроизводства.

13. Следует учитывать, что имеется сравнительно большое число международных договоров РФ, в которых устанавливаются изъятия из уголовной юрисдикции в отношении находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не охватываются понятием «лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом».

В частности, в соответствии с большинством договоров о правовой помощи по гражданским и уголовным делам субъект процесса (свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также эксперт), который по вызову, врученному учреждением запрашиваемого государства, явится в учреждение юстиции России, не может быть независимо от своего гражданства привлечен на ее территории к УО за деяние, совершенное до пересечения границы РФ. Как правило, такие лица не могут быть также привлечены к УО в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов по УД, являющемуся предметом разбирательства. Эти лица утрачивают данную гарантию, если они не оставят территорию РФ, хотя и имеют для этого возможность, до истечения установленного в договоре срока (как правило, 15 суток) начиная со дня, когда вызвавшее их учреждение сообщит им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости. В этот срок не засчитывается время, в течение которого данные лица не по своей вине не могли покинуть территорию РФ.

Кроме того, выданное России лицо не может быть без согласия выдавшего государства привлечено к УО за совершенное до его выдачи преступление, за которое оно не было выдано. Однако такого согласия не требуется, если выданное лицо до истечения месяца после окончания уголовного производства, а в случае осуждения — до истечения месяца после отбытия наказания или освобождения от него не покинет территорию России или если оно туда добровольно возвратится. В этот срок не засчитывается время, в течение которого выданное лицо не могло покинуть территорию РФ не по своей вине.

13.1. В случае передачи Россией (на основании соответствующего международного договора) иностранному государству уголовного судопроизводства в отношении его гражданина, совершившего преступление на территории РФ, после вступления в силу приговора или принятия учреждением этого государства иного окончательного решения российскими компетентными органами не может быть возбуждено УД в отношении данного лица, а возбужденное ими дело подлежит прекращению.

14. В соответствии со ст. 19 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне (1958 г.) и ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) уголовная юрисдикция прибрежного государства не осуществляется на борту иностранного торгового судна или государственного судна, эксплуатируемого в коммерческих целях, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или проведения расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением следующих случаев: а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; б) если совершено преступление, которым нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; в) если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; г) если такие меры необходимы для пресечения незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ. При этом прибрежное государство вправе принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод, однако, как правило, не может принимать такие меры на борту проходящего через территориальное море судна в связи с преступлением, совершенным до входа в территориальное море, если судно, следуя из иностранного порта, ограничивается проходом через территориальное море, не заходя во внутренние воды.

14.1. Аналогичные положения содержатся в ст. 13 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», однако правом осуществления уголовной юрисдикции, ареста и производства расследования российские компетентные органы наделяются в случае необходимости пресечения не только незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, но и других преступлений международного характера, предусмотренных такими международными договорами РФ, как Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (1923 г.); Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков (1929 г.); Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.); Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1949 г.); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.) (с Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г.); Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 г.); Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979 г.); Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 г.); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.); Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала (1994 г.); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1998 г.); Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.); Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.); Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) с дополняющими ее Протоколом о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (2000 г.) и Протоколом против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху (2000 г.); Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001 г.); Конвенция ООН о борьбе с коррупцией (2003 г.); Конвенция Совета Европы по предупреждению терроризма (2005 г.) .
———————————
См., например: Действующее международное право: В 3 т. Т. 3. М., 1997. Разд. XVII.

14.2. В случае коллизии между данной нормой ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и правилами, содержащимися в указанных «морских» международных договорах РФ, действуют правила договоров, согласие на обязательность которых было дано для Российской Федерации в форме ФЗ (ч. 4 ст. 15 Конституции, подп. «а» п. 1 ст. 15 ФЗ от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» ), а для СССР — в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР (ст. 12 Закона СССР от 06.07.1978 «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР» ).
———————————
СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

Ведомости СССР. 1978. N 28. Ст. 439.

15. Во многих двусторонних договорах РФ (СССР) о торговом (морском) судоходстве содержатся ограничения уголовной юрисдикции, подобные установленным в ст. 19 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне (1958 г.) и ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.), но применительно к торговым судам, находящимся во внутренних водах государства-партнера или только в морских портах.

16. В ряде международных договоров имеются некоторые исключения из уголовной юрисдикции в отношении военнослужащих иностранных государств, временно пребывающих на территории РФ (см., например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством ФРГ о транзите военного имущества и персонала через территорию РФ в связи с участием Вооруженных Сил ФРГ в усилиях по стабилизации и восстановлению Переходного Исламского Государства Афганистан 2003 г. и Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о статусе воинских формирований РФ, временно находящихся на территории КНР, и воинских формирований КНР, временно находящихся на территории РФ, для проведения совместных военных учений 2005 г.).

Другой комментарий к Ст. 11 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. УК РФ предусматривает несколько принципов действия уголовного закона в пространстве: территориальный принцип, принцип дипломатического иммунитета, принцип гражданства, принцип специальной миссии, реальный, универсальный и выдачи лиц, совершивших преступление.

2. Часть 1 ст. 11 предусматривает основной принцип действия уголовного закона в пространстве — принцип территориальности. Он состоит в распространении его обязательной силы на лиц, независимо от их государственной принадлежности: граждан России, лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории России.

3. Главным условием применения территориального принципа является совершение преступного деяния на территории России. Территория России включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции РФ).

4. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Это конституционное положение нашло отражение в ч. 2 ст. 11 УК РФ.

Континентальный шельф и исключительная экономическая зона в состав территории государства не входят. Но прибрежные государства имеют суверенные и исключительные права на их биологические и минеральные ресурсы, а также на все виды деятельности, связанные с разведкой, разработкой и сохранением данных ресурсов. Правоотношения, которые возникают в связи с этим, регулируются российским законодательством. В остальном на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне действуют нормы и принципы международного права.

5. Уголовный кодекс признает и другие случаи распространения уголовного закона на лиц, совершивших преступление на объектах, приравненных к территории России. К таким объектам согласно ч. 3 ст. 11 УК РФ относятся: а) гражданские воздушные и водные судна, приписанные к порту Российской Федерации и находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве вне государственной территории России. Лицо, совершившее преступление на борту такого судна, подлежит уголовной ответственности по УК, если иное не предусмотрено международным договором; б) военно-морские и военно-воздушные корабли под флагом или с опознавательными знаками Российской Федерации, независимо от места их нахождения.

6. В ч. 4 ст. 11 УК РФ закреплен принцип дипломатического иммунитета. Дипломатический иммунитет распространяется на три категории сотрудников: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Иные лица, на которых распространяется дипломатический иммунитет, — это главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам.

Лица, обладающие дипломатическим иммунитетом и совершившие преступление, не могут быть задержаны и привлечены к уголовной ответственности по закону государства пребывания без согласия государства, гражданами которого они являются.

Источники: http://stykrf.ru/11, http://oukrf.ru/st11, http://ukodeksrf.ru/ch-1/rzd-1/gl-2/st-11-uk-rf

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *